Америка разворачивается в сторону Азии. На это указывает присутствие Барака Обамы на саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN). Кстати, он первым президентом Соединенных Штатов, который принял участие в саммите ASEAN. Можно предположить, что США пытаются повернуть вспять процесс ослабления своих позиций в Юго-Восточной Азии
США, смещая акценты международной политики в этом направлении, начинают переформатировать свои приоритеты, пытаясь ослабить растущее влияние Китая в регионе. С недавнего времени Азиатско-Тихоокеанский регион вновь приобретает важность для Белого дома, который, хотя и с некоторым опозданием, пытается исправлять ошибки предыдущих администраций.
Понятие «стратегические интересы США» приобретает новый смысл в условиях растущей мировой нестабильности, и поэтому в Юго-Восточной Азии (кто с надеждой, а кто и с опаской) всматриваются в политические маневры американцев на азиатской геополитической шахматной доске. США готовы взять инициативу на себя в этом чрезвычайно сложном регионе, и предложить сотрудничество даже тем странам, которые недавно в Вашингтоне считались париями.
Новая политика в Восточной Азии означает резкое изменение подходов американской парадигмы международной политики в этом регионе. Все это связано с возникновением новых рисков для Америки и системы западной демократии. Поэтому нынешняя власть в США не желает ждать до того времени, когда эти вызовы способны перерасти в непосредственные угрозы. Изменение парадигмы внешней политики в этом регионе становится непосредственной ответом на изменения в нем.
Попытки Китая пытаться доминировать в Азиатско-Тихоокеанском регионе и контролировать морские пути в Тихом океане вводят его в конфронтацию с Западом, который не может согласиться с такой стратегией Пекина. Это теоретически способно привести к повышению рисков морской Тихоокеанской войны («холодной» или даже «горячей»), которые на сегодня являются возможно самыми высокими за последние два десятилетия.
Китай без лишней спешки, но целенаправленно и методично подбирает под свое управление порта в Юго-Восточной Азии. И поэтому судоходство и морские пути вскоре могут стать большой проблемой для западных стран. Китай уже имеет контроль над десятками портов в регионе, и в основном это контроль над портами, которые окружают Индию.
Также сейчас ведется строительство крупного порта в Шри-Ланке (который ей помочь окончательно победить «тамильских тигров») и уже завершены переговоры о строительстве мощного глубоководного порта в Пакистане.
Контроль Китая по большинству портов в этой части Восточной Азии представляет собой серьезные проблемы безопасности для всего региона. Китай сможет «задушить» торговлю в любой стране, где он контролировать порты. А учитывая его все возрастающие насущные потребности в распределении ресурсов редкоземельных металлов, нефти и т.д., он явно будет распределять их исключительно в свою пользу.
После завершения операций в Ираке и Афганистане президент США Барак Обама конкретизирует стратегические сдвиги Америки в сторону Тихоокеанского бассейна. Прямым подтверждением чего становится то, что, находясь с визитом в Австралии, он объявил о развертывании морских пехотинцев, военных кораблей и самолетов на австралийской военной базе под городом Дарвин.
Все это стало возможным после того, как в этом месяце Америка и Австралия заключили соглашение об увеличении численности американского воинского контингента на австралийской территории. Это соглашение предусматривает, что уже в 2012 году 250 американских морских пехотинцев будут размещены под Дарвином. А со временем их численность будет увеличена до 2,5 тысяч американских военнослужащих. Также американские боевые корабли будут размещены в Сингапуре.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что администрация президента Барака Обамы начала разворачиваться не только в направлении ASEAN (Филиппины, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Бруней, Камбоджа, Лаос, Бирма и Вьетнам), но и конкретно в сторону наиболее проблемной ее государства — Бирмы (Мьянмы). Так. государственный секретарь США Хиллари Клинтон посетит эту страну 1-2 декабря. И это будет первая такая поездка американского госсекретаря за последние 50 лет.
Разворот США в сторону Юго-Восточной Азии не случайна. Ведь еще в феврале 2009 года Хиллари Клинтон, отправляясь в свое первое зарубежное турне в качестве госсекретаря США по странам Азиатско-Тихоокеанского региона, посетила Японию, Индонезию, Южную Корею и Китай.
И хотя из этих государств только Индонезия является членом ASEAN, однако это показало, что уже тогда США искали в ASEAN партнера по целому ряду вопросов. По вопросу изменения климата, экономики, торговли, образования, здравоохранения и вроде традиционных — дипломатии и безопасности. Во многих из этих областей в США уже существовали определенные программы и было налажено сотрудничество, но администрация президента Барака Обамы стремилась еще больше расширить эти связи.
Бирма традиционно является наименее успешной частью ASEAN, однако Соединенным Штатам за последнее время уже удалось добиться того, что эта страна не смотря на все, уже начала некоторые позитивные изменения. В частности, ее правительство уже начало частично освобождать политических заключенных. И нельзя исключать того, что в перспективе бирманское руководство созреет к настоящему диалогу с оппозицией и подчиненным ему народом.
Увеличение внимания к ASEAN со стороны Соединенных Штатов, после предварительного штиля в отношениях с этой международной организацией, имеет под собой как глобальные, так и региональные основания.
С точки зрения глобальных изменений это является продолжением влияния на те кризисные процессы, которые протекают по всему миру (включая Западной Европой и Соединенными Штатами), и которые, конечно, отражаются в регионе Юго-Восточной Азии, но есть еще и региональные причины, и, возможно, они более резко обнаруженные на сегодняшний день. Поскольку в Юго-Восточной Азии есть и очень мощные игроки, прежде всего Китай, который сегодня все более четко делает заявления о свое доминирование в регионе. Даже во время визита президента США Барака Обамы на саммит ASEAN представитель Китая четко дал понять, что это проблема, в которую Соединенные Штаты не вмешиваться.
Но кроме Китая, который претендует на гегемонию в регионе, есть и такие мощные игроки, как Индия и Россия, которая, несмотря на свою относительную историческую слабость, тоже имеет значительное влияние на этот регион. А также и ядерный Пакистан, которые не являются, возможно, большой экономической мощью, однако и в смысле ядерного потенциала, и в смысле нестабильности, как части исламского мира, также имеет значительное влияние на регион.
Учитывая такой мощный клубок сил и интересов, Соединенные Штаты просто не имеют права, как глобальный лидер, оставить без внимания Юго-Восточную Азию, в которой назревает необходимость решения потенциальных и уже назревших конфликтных вопросов. Среди которых спор вокруг спорных островов является, пожалуй, лишь началом. Поскольку даже этот спор при неблагоприятных условиях может взорваться региональным, а может и глобальным военным конфликтом.
Особенно это становится опасным именно сейчас, когда стало понятно, что предсказанное ведущими аналитиками США и Европы экономический спад перевернулся и на Китай. Такое событие предвещает достаточно серьезные кризисные изменения, которые буквально через считанные месяцы могут привести к социальной и политической напряженности в самом Китае.
Не стоит забывать, что те же аналитические центры предсказывали, что при неблагоприятных условиях это может привести к таким кризисных проекций, как военный конфликт с соседними странами, так и к внутреннему взрыву, что приведет к распаду самого Китая.
В таком случае, возникает чрезвычайно опасная ситуация, поскольку Китай — это ядерная мощь, и сила, имеющая самые большие в мире по численности вооруженные силы, которые на сегодня достаточно хорошо организованы и обеспечены, что в итоге может привести к непредсказуемым последствиям для всего мира.
Том резкое обновления дипломатического присутствия США в Юго-Восточной Азии является очень своевременным и уместным шагом для всех игроков этого региона. В том числе и для Китая. Поскольку без помощи Америки Китай просто не в состоянии выйти из той внутреннего кризиса, которая уже началась, и которую, возможно, пока руководство Китая не до конца понимает.
Хотя даже китайские аналитики отмечали тот факт, что зависимость Китая от внешних рынков, в первую очередь, Соединенных Штатов и Европы, была недооценена в последние пять лет руководством Китая. И это досадным фактом, в первую очередь, для самих китайских руководителей, которые считали, что рынки Европы и США зависимы от них. А оказалось, скорее, наоборот.
Следовательно, все складывается так, что несмотря на конкуренцию в глобальном и региональном доминировании, США, Китай и все игроки юго-восточной азиатской шахматной доске просто обречены на сотрудничество — если, конечно, не желают катастрофическим последствиям. Америка сделала первый шаг в этом направлении. Кто сделает шаг навстречу? ..