Норвегия использует отходы как экологически чистое топливо. Забудьте об угле, нефти, сланцевом газе, а также об атомной энергетике. Мешок для мусора, заполненный бытовыми отходами, становится одним из самых желанных видов топлива в Норвегии. В развитых странах мусор давно стал ценным товаром. Из него можно просто производить энергию и, таким образом, сохранять запасы газа и угля. BBC пишет о работе крупнейшего мусоросжигательного завода в Норвегии. Теперь норвежцам не нужны дорогие природные носители энергии. Пакет мусора — вот их топливо.
Мусор для норвежцев — это энергия. Попробуйте представить себе этот запах, когда грузовик с мусором проезжает мимо по улице в жаркий летний день. Вдохните его в ноздри. Воняет, не так ли? Теперь умножьте эту вонь на тысячу. Именно это можно почувствовать внутри самого мусоросжигательного завода в Норвегии, расположенного в Клеметсруди, части Осло. Огромная бетонная камера, наполненная отходами. Десятки тысяч тонн мусора свалены в кучу. Ленты лязгают, увеличивая кучи с мусором. Мусоровозы сдают задом к желобам и вываливают в них еще больше пластиковых мешков с отходами.
Огромная промышленная клешня опускается вниз, ее щипцы захватывают примерно тонну мусора; клешня поднимается и движется в другую сторону бетонной камеры, где сбрасывает мусор вниз. Поднимается облако белой пыли, которая вскоре заполняет всю камеру. Слишком долгое пребывание здесь вредит здоровью. Это то место, где отходы миллионов семей из Норвегии, Великобритании и некоторых других стран превращают в тепло и электричество для Осло.
Мусор предварительно сортируют. Все, что можно переработать, изымают из него, но даже после этого ежегодно остается более 300 тысяч тонн мусора. Здесь его считают отходами — его воспринимают как источник энергии.
«Четыре тонны отходов имеют такую же энергетическую ценность, как одна тонна мазута», — говорит Пол Миккельсен, директор коммунального управления Осло, занимающегося переработкой отходов в энергию.
«Это очень много энергии, а мы тратим очень мало на ее транспортировку».
Одной тонной мазута, как говорит Миккельсен, можно отапливать дом в течение половины года. Иными словами, если взять максимальный груз мусоровоза с улиц Лидса или Бристоля, превратить его здесь в энергию — то можно отапливать дом в Осло в течение шести месяцев. Процесс очень прост. Отходы, тонна за тонной, сбрасывают в печь для сжигания. Температура в ней взлетает до 850 градусов. Если заглянуть в нее через небольшой иллюминатор из закаленного стекла, то увидим яркий, оранжевого цвета огонь, горящий с февральским ревом.
Сгорает не все. Остаются старые банки и какие-то пружины от матрасов. Под конец всего процесса остается пепел, металлы — которые изымают и перерабатывают — и много тепла. Тепло доводит воду до кипения. Пар приводит в движение турбину, которая производит электроэнергию. Горячая вода подается по трубам от завода до домов и школ во всем Осло. А это означает, что в школе участка Бйорнголт ее техническому менеджеру, Агнар Андерсену, не придется больше беспокоиться из-за задержек в поставках топлива при суровых норвежских зимах.
«Нам не нужно думать о закупке мазута или другого ископаемого топлива. В этом году последняя школа в городе откажется от использования ископаемого топлива для отопления зимой».
Работая на полную мощность, завод может обеспечить теплом и электроэнергией все школы Осло и 56 тысяч домов.
Вы могли бы подумать, что это воплощенная в жизнь мечта эколога. Не обязательно, — предупреждает председатель организации «Друзья Земли — Норвегия», Ларс Галтбреккен.
«Общей целью, с экологической точки зрения, должно быть сокращение количества отходов, повторное использование того, что мы сможем использовать, переработка, а уже потом, как четвертый вариант, сжигание отходов для получения энергии.
«Мы уже создали такие избыточные мощности на этих теплоэлектростанциях в Норвегии и Швеции … Мы сами сделали себя зависимыми от производства все большего объема мусора».
Дайте нам свой мусор
Сторонники сжигания отходов с этим не согласны и указывают, что все нынешние заводы по превращению мусора в энергию в Европе могут сжигать только около 5% всего ежегодного объема отходов континента. Норвегия, говорят они, на самом деле помогает некоторым избавиться от этих отходов в возможно лучший способ. Это, несомненно, является правдой в случае английских городов — Лидса и Бристоля. Оба экспортируют свои отходы в Осло. Вместо того, чтобы платить за сброс мусора на свалке после извлечения ресурсов, перерабатывать и использовать еще раз, они платят Осло за то, чтобы норвежский город унес мусор от них.
Так что Осло платят за утилизацию мусора, а еще город получает из него энергию. Революцию в преобразовании отходов в энергию можно заметить и на улицах норвежской столицы, когда автобус маршрута № 144 грохочет, проезжая мимо.
Он работает на биогазе, выработанном из органических городских отходов, которые разлагаются. Один килограмм пищевых отходов дает половину литра топлива. Если бы город переделывал на газ все свои органические отходы, то их хватило бы для заправки топливом 135 автобусов в течение целого года. Если бы весь этот проект повторили во всей Европе, то, как считает Пол Миккельсен, это должно было бы произвести огромный эффект.
«Я думаю, что мы выйдем на гораздо более высокий уровень самодостаточности в энергетике. Если это делать правильно, то это также приведет к увеличению объемов переработки отдельных ресурсов. И быстрого сокращения площади свалок». Благодаря жесткому контролю за очисткой газов, образующихся при сжигании, Осло считает, что преобразование отходов в энергию поможет ему вдвое сократить выбросы CO2 в течение 20 лет, что сделает город, благосостояние которого построено на нефти, одним из самых зеленых на планете.