20 октября Дмитрий Медведев подписал принято 7 октября Госдума Закон «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности 1992 года», который был подписан 10 декабря 2010-го в Москве странами — участницами ОДКБ
Вносятся изменения в статьи договора, в которых говорится о выработке и принятия «мер помощи государствам-участникам в целях нейтрализации угрозы их безопасности и стабильности», при этом расширяются обязательства по коллективным действиям и возможности использования сил и средств системы коллективной безопасности, в том числе за пределами государств-участников. Александр Лукашенко во время неформального саммита ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности) в Астане 12 августа фактически раскрыл карты, заявив, что «речь идет не только о применении КСОР (коллективных сил оперативного реагирования. — Ред.) На случай вмешательства других государств извне … Это будет значительная поддержка странам, входящим в ОДКБ, потому что войной, фронтом на нас никто не пойдет, а вот конституционный переворот осуществить — руки чешутся у многих ».
По сути, речь идет о возрождении печально доктрины ограниченного суверенитета, которая в течение десятилетий существования предшественницы ОДКБ — Организации Варшавского договора — оправдывала военное вмешательство Кремля в случае угрозы свержения того или иного прокремлевского режима в странах Центральной Европы.
Югославский синдром
После «освобождения» стран Центральной Европы от нацистской Германии советские войска, оставшиеся там, быстро превратились в орудие имперской политики. Первой недовольство превосходством Советского Союза продемонстрировала Югославия, лидер которой Иосип Броз Тито не желал, чтобы его страна стала московским сателлитом. Окончательный разрыв произошел в 1948 году, когда Москва ультимативно потребовала от югославского руководства отказаться от национального суверенитета и образовать федерацию с Болгарией, а Броз Тито был категорически против. В ответ началась экономическая блокада Югославии (товарооборот уменьшился в восемь раз), а СССР «привел войска в полную боевую готовность». Несмотря на то, что Сталин не решился на интервенцию против Югославии, отношения с ними оставались напряженными вплоть до смены руководства Кремля. Даже после частичной нормализации отношений во II половине 1950-х годов эта балканская страна так никогда и не вернулась в орбиту влияния Москвы. Совместно с руководством Египта и Индии Югославия инициировала создание Движения неприсоединения.
Первая жертва
Успех югославского руководства подталкивал к выходу из тотальной зависимости от московского диктата соседнюю Венгрию. Осенью 1956-го в Будапеште взорвались студенческие демонстрации, после столкновений с местным аналогом советского КГБ переросли в революцию. После формирования правительства авторитетного в обществе Имре Надя были начаты переговоры с СССР о выводе советских войск. 1 ноября правительство Надя объявило о выходе страны из Организации Варшавского договора и нейтралитете страны. Стала реальной угроза повторения югославского варианта развития событий. При таких обстоятельствах 2 ноября 1956-го на встрече Хрущева с руководителями марионеточных режимов Румынии, Чехословакии и Болгарии в Бухаресте было принято решение о военной агрессии против Венгрии. Формально она прикрывалась образованным за рубежом правительством Яноша Кадара.
Читайте также: Венгерское домино
В ночь на 4 ноября 2500 (!) Советских танков начали наступление на Будапешт. Между сторонами велись масштабные боевые действия — потери достигли 20 тыс. венгерских повстанцев и 3,5 тыс. солдат оккупационных войск. Руководитель правительства Имре Надь, который скрылся после захвата столицы войсками интервентов в югославском посольстве (символично?), Был арестован 22 ноября и, несмотря на договоренность о личной неприкосновенности, в июне 1958 года жестоко казнен. Фактически в случае Венгрии Кремль впервые применил доктрину ограниченного суверенитета, а отсутствие ее формального провозглашения была обусловлена ожиданием то, что пример Венгрии не последуют.